Четверг, 11.09.2025, 05:45
Приветствую Вас Гость | RSS

САЙТ КРАМАРЕНКО ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Фольклоризм прозы М.А. Шолохова

Термин «фольклоризм» получил четкое определение в русском литературоведении в 70-80-е годы XX века. Внимание исследователей в этот период было сосредоточено на создании типологии фольклоризма, раскрытии характера связей, логики отношений между литературой и фольклором на разных идейно-эстетических уровнях и в разные исторические эпохи.

Основным в освоении фольклора литературой является творческое усвоение художественных принципов, выработанных народной поэзией, многообразное использование различных ее элементов. Народное творчество накопило значительные художественные ценности, которые не могут не привлекать живого интереса писателей. Фольклор входит в сознание и память писателя не только как художественный материал, подлежащий непосредственному творческому использованию, но и как сложный комплекс многообразных впечатлений, рождающих богатые жизненные ассоциации, помогающих воссоздать атмосферу изображаемой действительности. Не случайным было обращение и писателя М.А. Шолохова к произведениям устного народного творчества. Наиболее глубоко связь с фольклором отражена им в романе-эпопее «Тихий Дон».

.

 

1. Прямое цитирование жанров устного народного творчества в тексте романа.

1)Народные песни (солдатские, исторические, любовные, колыбельные и др., например, «Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон…», «Поехал казак на чужбину далеку…»). Включение текстов народных песен выполняет следующие функции:

  • описание традиций казаков,
  • раскрытие психологического состояния героев,
  • использование в качестве эпиграфа текста народной песни как предвестника кровавых исторических событий, о которых пойдет речь.

2) Шутки, детские дразнилки, прибаутки создают смеховую стихию в романе.

3) Пословицы и поговорки являются важным средством речевой характеристики персонажей, усиливают художественную выразительность образа.

2. Описание обрядовых действий (свадебная и похоронная обрядность). В тексте романа есть описание свадебных примет, элементов свадебной игры, похоронного обряда. Данные описания выполняют этнографическую функцию, знакомят с народными традициями донского казачества.

3. Использование изобразительно-выразительных средств, унаследованных от фольклора (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения). Например: «Отцово упрямство что вяз на корню: гнуться – гнется, а сломить не пробуй», «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь» (метафорическое сравнение), «Крепко поосели они [Мелеховы] на казачьей земле. Пообсеменились и вросли в станицу, как бурьян-копытник: рви – не вырвешь».

4. Использование композиционной формы психологического (образного) параллелизма для описания состояния героя или явления действительности.

5. Использование фольклорной символики (например, образ Дона в романе, означающий мудрое величие и предстающий в виде архетипа - древнейшего общечеловеческого символа, прообраза, лежащего в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящего из поколения в поколение).

Таким образом, художественно-стилевые формы фольклоризма прозы М.А. Шолохова разнообразны: фольклорная цитация, изобразительно-выразительные средства, фольклорная символика и т.д. - все они играют важную роль в осуществлении сюжетно-композиционного замысла, выполняют функцию воздействия на восприятие читателя, участвуют в характеристике образов героев, создают эмоциональный фон произведения. Фольклор – это и средство раскрытия национальных особенностей и исторических черт народа, источник познания и изображения специфики быта, нравов и обычаев казачества. Своеобразный элемент фольклоризма прозы М.А. Шолохова - мифо-фольклорные мотивы в романе: реализация архетипа в образе Дона свидетельствует о глубинных связях творчества писателя с народной культурой.

 

Литература

  1. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1980. – 175 с.
  2. Шолохов М.А. Тихий Дон. В 2-х кн. – М.: Художественная литература, 1987 г.

 

Категория: Для уроков литературы | Добавил: evkram (16.02.2020)
Просмотров: 58 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 alldozh • 21:08, 29.02.2020
Спасибо за материал. Сейчас на внеурочной деятельности работает над проектом по творчеству М.А.Шолохова. Очень своевременная помощь.
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
uCoz