Повтор согласных, создающий образ (в стихотворении).
Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящихсогласных помогает передатьшелест камышей.
АССОНАНС
Повтор гласных, создающий образ (в стихотворении).
Люблю берёзу русскую То светлую, то грустную – передаёт лёгкую грусть, нежность.
Лексические (тропы)
ЭПИТЕТ
Красочное, образное определение в переносном значении. Подчёркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения.
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью/ Поэта праведную кровь. Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.
СРАВНЕНИЕ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ
Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: КАК, ТОЧНО, СЛОВНО,БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО.
Как море бесшумное, волнуется всё войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
МЕТАФОРА
Троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов.
Летят алмазные фонтаны/ С весёлым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, тёплый приём, цепь гор, хвост поезда.
РАЗВЁРНУТАЯ МЕТАФОРА
Одна метафора влечёт за собой новые, связанные с неё по смыслу.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Неодушевлённому предмету приписываются свойства живого существа.
Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?
МЕТОНИМИЯ
Замена одного слова другим, смежным по значению.
Эй ты, шляпа! (человек в шляпе). Читая Булгакова… (его книги). Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.
СИНЕКДОХА
Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот.
Каждую копейку в дом несёт (деньги). И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия).
АЛЛЕГОРИЯ
Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.
Лиса – аллегория хитрости, заяц – трусости.
ИРОНИЯ
Слово или выражение, употреблённое в смысле, противоположном прямому.
Такой ты умный (=глупый)!
ГИПЕРБОЛА
Преувеличение.
В сто сорок солнц закат пылал.
ЛИТОТА
Преуменьшение.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, – Не более напёрстка; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.
ПЕРИФРАЗ(А)
Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора.
Царь зверей (=лев). Чёрное золото (=нефть). Утро года (=весна).
СИНОНИМЫ
Слова, различные по написанию, но близкие по значению. Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста.
Коварство и любовь; Белей лишь блеск, чернее тень.
АРХАИЗМ/ УСТАРЕВШЕЕ СЛОВО
Вышедшее из общего употребления слово или оборот речи.
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился…
ДИАЛЕКТИЗМ
Слово или оборот, бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальныйдиалектизм) или профессии (профессиональныйдиалектизм).
Слово или выражение из условного, искусственного языка какой-либо социальной группы.
«Чуять» – из жаргона охотников, «амба» – из морского, «комп» – из молодёжного.
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА
Лексика, представленная в научной, художественной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Этот разряд слов, как правило, используется в письменной речи и неуместен в устной.
Эта встреча с великим Львом Николаевичем незабвенна. — Прочти сей манускрипт, — посоветовал мне Гошка.
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА /ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА
Лексика, представленная преимущественно в устной речи, ориентированная на неформальное, непринуждённое общение. Её использование совершенно недопустимо в информационных текстах и текстах официального характера.
Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий.
«Бездарь» (вместо «бездарность»).
АФОРИЗМ
Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.
«У сильного всегда бессильный виноват».
ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ
Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.
Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение
Стилистические фигуры
АНАФОРА(ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР)
Повтор частей в начале строк (единоначатие).
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы…
ЭПИФОРА(ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР)
Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений.
Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР)
Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путёвку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
ЭКСПРЕССИВНЫЙ ПОВТОР
Повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.
Небо над Волгой синее—синее. Ошибки-то надо исправлять, исправлять надо! – Скорей, скорей, – кричали мальчики, подгоняя друг друга…
АНТИТЕЗА /ПРОТИВОПОСТАВЛЕ- НИЕ
Выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счета быстрой смены противоположных по смыслу понятий.
Волос длинный – ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.
ГРАДАЦИЯ
Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть…
ОКСЮМОРОН
Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга.
Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнажённой. Мёртвые души, живой труп, горячийснег.
ИНВЕРСИЯ
Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол- сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше).
Пришёл он; Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням – (вместо «он стрелой взлетел мимо швейцара»).
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
Повторяющаяся последовательность членов предложений.
Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль. Летал сокол по небу, Гулял молодец по свету.
ЭЛЛИПСИС
Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста.
Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения.
И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
МНОГОСОЮЗИЕ (ПОЛИСИНДЕТОН)
Однородные члены или предложения, соединённые повторяющимися союзами.
Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.
БЕССОЮЗИЕ
Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов.
Швед, русский колет, рубит, режет…
РИТОРИЧЕСКОЕВОСКЛИЦАНИЕ
Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств.
Кто не бранивал станционных смотрителей!
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя.
Какой русский не любит быстрой езды? (= «все русские любят»).
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Прощай, немытая Россия!Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?
УМОЛЧАНИЕ
Намеренное прерывание речи в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.
Но слушай: если я должнатебе…кинжалом я владею, /Я близ Кавказа рождена.
ПАРАДОКС
Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению.
Трус умирает много раз, храбрец — только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше.
Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём- либо. На конце ставится вопросительный знак.
И тогда я сам себе задал вопрос: а почему она дожила до наших дней? Почему её не разрушили, когда она ещё не была старинной, а была просто одним из множества московских храмов? И сам себе с недоумением ответил: не сломали, потому что – а зачем рушить?
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
Члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос.
За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери. Есть периоды в судьбе страны, когда возникает потребность сверять свою личную жизнь, свою работу, своётворчество с тем временем, в котором живёшь. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
ЦИТИРОВАНИЕ
Точное копирование чьих-то слов.
Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»
ЭКСПРЕССИВНО- ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА
Слова, которые выражают эмоции говорящего, его отношение к предмету речи.
Разиня, гадость, безобразие, кошмар, ерунда.
ЭМОЦИОНАЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА
Слова, на лексическое значение которых наложена эмоциональная окраска. Они содержат отношение самого говорящего к называемому явлению.