Про особенности подготовки к сочинению
"При подготовке обучающегося к написанию сочинения особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Начинать нужно с многостороннего анализа готовых художественных и публицистических текстов, включающего в себя осмысление целевой установки высказывания, его назначения и предполагаемых результатов воздействия на человека.
При анализе готовых текстов существенное значение имеет выявление смысла и способов создания речевых высказываний, прослеживание пути от мысли к ее словесному воплощению, а также определение коммуникативной задачи текста, т.е. вычленение главной информации, определение темы и микротем текста, его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.
Следует также регулярно практиковать выполнение письменных заданий на основе изучаемых литературных произведений (или их фрагментов)".
Что необходимо тренировать в первую очередь
"В процессе подготовки к сочинению обучающиеся должны научиться сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного письменного высказывания, строить логическое рассуждение и делать выводы, чему помогают такие универсальные учебные действия, как:
- - составление плана и следование ему в процессе создания текста сочинения, формулирование и обоснование тезисов, связанных с темой;
- - соблюдение соразмерности и логического порядка частей высказывания, логики перехода от одного смыслового фрагмента к другому;
- - установление логических связей между вступлением и заключением".
Какими ресурсами пользоваться при подготовке
"Все же обучающиеся, как правило, не отказываются от использования дополнительных материалов при подготовке к итоговому сочинению.
Участники итогового сочинения отдают предпочтение заимствованию отдельных фрагментов «тематического конструктора», начиная от определений абстрактных понятий и заканчивая кратким содержанием непрочитанного, но используемого для аргументации литературного произведения. При этом выпускники стараются пересказывать материал своими словами и перекомпоновывать его, упрощая сложные формулировки и адаптируя их к особенностям своей речи. Они более избирательно стали подходить к выбору интернет–ресурсов для подготовки к сочинению и прямого заимствования готовых работ.
Укажем некоторые из этих источников, пользующиеся у обучающихся особой популярностью:
https://урок.рф
https://sochinenie11.ru/
https://xn--80aff1fya.xn--p1ai/news/itogovoe/2018-11-26-230
https://mogu-pisat.ru/stat/rasbor_poletov/?ELEMENT_ID=5744
https://bingoschool.ru/news/itogovoe-sochinenie-ot-fipi/
https://4ege.ru/sochinenie/
Эти и другие подобные сайты содержат большой объем полезной информации об итоговом сочинении и могут использоваться в режиме индивидуального тренажера для самостоятельной подготовки обучающихся. На них представлены открытые тематические направления с комментариями, критерии оценивания, памятки и инструкции по написанию сочинения в целом и отдельных его частей, алгоритмы работы над рассуждением и аргументацией, обзор литературных источников для аргументов, анализ типичных ошибок, архивы тем прошлых лет, материалы для словарной работы (толкования понятий, синонимические ряды). В них выложены презентации и записи вебинаров, проведенных учителями, для пользователей предусмотрена онлайн-проверка тренировочных работ".
Как грамотно спланировать подготовку к итоговому сочинению
"Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически.
- 1. Для мониторинга умений написания итогового сочинения следует провести не менее трех контрольных сочинений в течение учебного года.
- 2. На уроках следует выполнять задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения.
- 3. Работу над ошибками сочинений следует проводить с опорой на критерии оценки.
- 4. При анализе сочинений необходимо цитировать и обсуждать фрагменты удачных работ; определять направления доработки текстов (находить неудачные формулировки мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и др.).
- 5. Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с обучающимися по конкретным замечаниям к их работам".
Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 гг.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря. Регистрация на участие в экзамене производится на основании письменного заявления учащегося. Заявление на участие в промежуточном экзамене (и на обработку персональных данных) необходимо написать не позднее чем за 2 недели до даты проведения экзамена.
Сам экзамен проводится обычно в школе. Проверка экзаменационных работ осуществляется школьными учителями, но могут быть привлечены и независимые эксперты.
В нормативных документах прописано, что проверка экзаменационных работ должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения). Оценивается итоговое сочинение (изложение) по системе «зачёт – незачёт». Если учащийся получает неудовлетворительный результат, то он может переписать работу, но не более двух раз в дополнительные сроки (первая среда февраля и первая рабочая среда мая). Дополнительные сроки предусмотрены также и для того, чтобы итоговое сочинение (изложение) смогли написать те учащиеся, которые отсутствовали на экзамене по уважительной причине.
Срок написания заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) – до 20 ноября 2019 года.
Дата проведения итогового сочинения (изложения) – 4 декабря 2019 года, начало экзамена – 10.00 по местному времени.
Продолжительность итогового сочинения (изложения) - 3 часа 55 минут (235 минут). В это время не включается заполнение полей регистрации и инструктаж. Для участников экзамена с ограниченными возможностями здоровья экзамен длится на 1,5 часа больше. Если экзамен для участников с ОВЗ длится более 4 часов, то для них организуется питание и перерывы на отдых.
Дата опубликования результатов – не позднее 11 декабря 2019 года работы должны быть проверены, публикация результатов и материалов в личных кабинетах - до 20 декабря 2019 года.
Результаты смотрим на сайте ege.edu.ru, москвичи ещё и на портале mos.ru. Во всех регионах страны для информирования участников ЕГЭ созданы специальные сайты. На всякий случай, вот список субъектов регионов России с адресами интернет-ресурсов и телефонами «горячих линий по проведению ЕГЭ» в каждом конкретном регионе.
Дополнительные сроки – 6 февраля 2020 года и 8 мая 2020 года.
Срок действия результатов, полученных на итоговом сочинении: как допуск к ГИА – бессрочно, при подаче документов в вуз – 4 года. Если участник прошлых лет решает переписать итоговое сочинение, то результат предыдущего экзамена аннулируется.
Важно: при подаче документов при поступлении на бакалавриат или специалитет вуз может начислить абитуриенту дополнительные баллы (от 1 до 10) за итоговое сочинение!
Для начисления индивидуальных баллов за итоговое сочинение абитуриент должен сообщить о своем желании получить бонусные баллы приёмной комиссии вуза. Каждый вуз будет иметь доступ к бланкам итогового сочинения и результатам проверки работы любого выпускника в информационной системе ФИС ГИА, поэтому распечатывать и относить в вуз материалы итогового сочинения абитуриенту не надо. За итоговое изложение бонусные баллы не начисляются.
Кто может писать вместо сочинения изложение
Выбрать изложение вместо итогового сочинения могут следующие выпускники:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Направления тем итогового сочинения 2019-2020
Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2019-2020 учебный год:
- «Война и мир» (к 150-летию романа-эпопеи Л.Н. Толстого),
- «Надежда и отчаяние»,
- «Добро и зло»,
- «Гордость и смирение»,
- «Он и она».
Конкретные темы сочинений станут известны только в день экзамена, кроме того, они будут различаться в разных часовых поясах.
Требования к итоговому сочинению (изложению)
1. Объём итогового сочинения – от 350 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов), итогового изложения – 250-300 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов).
2. Не допускается списывание из любых источников. Экзаменационная работа должна выполняться самостоятельно.
3. Экзаменационные работы должны оцениваться по критериям: для сочинения – 5 критериев, для изложения – 3.
Итоговое сочинение:
1. Соответствие теме.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
3. Композиция и логика рассуждения.
4. Качество письменной речи.
5. Грамотность.
Итоговое изложение:
1. Содержание изложения.
2. Логичность изложения.
3. Использование элементов стиля исходного текста.
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат (то есть при проверке должен стоять «+») по трем критериям: по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев.
Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом, такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания.
|